Об
организации образовательного процесса
в
начальной школе в общеобразовательных
организациях
Челябинской области
в
2014-2015 учебном году
1.
Нормативные,
инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию
образовательного процесса в начальной
общеобразовательной школе
В 2014-2015 учебном году в
начальной школе общеобразовательных организаций Челябинской области реализуется
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
Преподавание в начальной школе
определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих
методических рекомендаций.
Нормативные документы
Федеральный
уровень
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2.
Об
утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№ 253
3.
О
федеральном перечне учебников / Письмо Министерства
образования и
науки
Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
4.
О
рассмотрении обращений граждан / Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 г.
5.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда
России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г.
№ 30550)
6.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования /
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.
№ 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
7.
Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600
(Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
8.
Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован
Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
9.
О
внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных
пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в
имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы
общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
10. О внесении
изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в
Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Региональный уровень
1.
Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» /
Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от
29.08.2013 г. № 1543.
2.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества
образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки
Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Методические рекомендации
1.
Методические
рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по
реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
2.
Информационно-методические
материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования
1.
Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования / Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован
Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
2.
О
внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 6 октября 2009 г.
№ 373 / Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (Зарегистрирован
Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
3.
О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (Зарегистрирован Минюстом России
12.12.2011 г. № 22540).
4.
О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России
11.02.2013 г. № 26993).
Инструктивные
и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
Федеральный уровень
1. Фундаментальное
ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова,
А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009.
2.
Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе:
пособие для учителя / под ред.
А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
3. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное
издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.
4.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе. Система
заданий. В 3 ч. Ч. 1 / под
ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. :
Просвещение, 2009. – 215 с.
5.
Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе. Система
заданий. В 3 ч. Ч. 2/ под
ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. :
Просвещение, 2011. – 240 с.
6.
Оценка достижения планируемых результатов в
начальной школе. Система
заданий. В 3 ч. Ч. 3 / под
ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. :
Просвещение, 2013. – 240 с.
7.
Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.
Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. –
204 с.
8.
Планируемые результаты начального общего
образования [Текст] / под
ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –
М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
9.
Примерные
программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1: учебное
издание – М. : Просвещение, 2010. – 400 с.
10. Примерные
программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2: учебное
издание – М. : Просвещение, 2010. – 232
с.
Региональный уровень
11.
О
приоритетных направлениях повышения квалификации педагогических и руководящих
работников областной системы образования Челябинской области в 2014 году /
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 12.02.2014 г. №
03-02/889.
12.
О
проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных
организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки
Челябинской области от 15.04.2014г. № 03-02/2669.
13.
О
введении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в
2011-2012 учебном году / Письмо Министерства образования и науки Челябинской
области № 103/4286 от 18.06.2011 г.
14.
О
внесении изменений в основные образовательные программы начального общего
образования общеобразовательных учреждений Челябинской области / Письмо
Министерства образования и науки Челябинской области № 103/651
от 01.02.2012 г.
15.
Об
особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования
/ Письмо Министерства образования и науки Челябинской области № 24/5868 от
08.08.2012 г.
16.
Методические
рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей
при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ
начального, основного, среднего общего образования / В. Н. Кеспиков,
М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов,
Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова,
А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева,
Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова,
Т. П. Зуева ; Мин-во образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т
переподгот. и повышения квалификации работников образования. – Челябинск :
ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
2.Рекомендации
по формированию программ по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной
деятельности
Программы учебных предметов, курсов и
курсов внеурочной деятельности являются структурным компонентом основной
образовательной программы начального общего образования, которые в свою очередь
являются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Целью Программ учебных предметов, курсов
деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательной организации.
Задачами Программ учебных предметов, курсов является определение содержания, объёма, порядка
изучения учебного материала по отдельным учебным предметам, курсам с учетом целей, задач и
особенностей образовательного процесса общеобразовательной
организации и контингента учащихся.
Структура Программ учебных предметов,
курсов определяется требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
При определении содержания Программ
учебных предметов, курсов используются положения основной образовательной
программы начального общего образования общеобразовательной организации и при
необходимости материалы примерных
программ по учебным предметам, курсам, а также авторские программы учебных
предметов, курсов. Программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем
(разработчик), группой учителей (разработчики)
общеобразовательной организации как для уровня образования (начального
общего образования), так и на отдельный учебный год в соответствии с положениями
основной образовательной программы начального
общего образования общеобразовательной организации. Порядок разработки
Программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, внесение
изменений и их корректировка определяется локальным нормативным актом общеобразовательной
организации.
2.1.Структура
Программ учебных предметов, курсов начального общего образования
Структура Программ учебных предметов,
курсов является формой представления
учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику
организации учебно-методического материала, и включает в соответствии с п. 19.5
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования в себя следующие элементы:
1)
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего
образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2)
общую характеристику учебного предмета, курса;
3)
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4)
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5)
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса;
6)
содержание учебного предмета, курса;
7)
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8)
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
2.2.Содержание
Программ отдельных
учебных предметов, курсов начального общего образования
Содержание Программ отдельных учебных предметов, курсов
начального общего образования представлено в Таблице 1, где п.п. 1.
«Содержание разделов Программ отдельных
учебных предметов, курсов начального общего образования»; п.п. 2.
«Соответствие содержания разделов Программ учебных предметов, курсов содержанию
Основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения».
Таблица 1 - Содержание Программ отдельных учебных предметов, курсов
начального общего образования
1)
Пояснительная записка
|
|||||||||||||||||
1.
|
В данном разделе конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом
специфики учебного предмета, курса; преподавания учебного предмета, курса;
выделяются отличительные особенности
Программы учебного предмета, курса по сравнению с примерной программой по учебным предметам, курсам;
обосновывается выбор учебно-методического комплекта, учебников.
|
||||||||||||||||
2.
|
«Пояснительная записка» основной образовательной
программы начального общего образования.
*Возможно
использование материалов Примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части конкретизации общих целей начального общего образования с учетом
специфики учебного предмета, курса.
|
||||||||||||||||
2) Общая характеристика учебного предмета, курса
|
|||||||||||||||||
1.
|
В
данном разделе даётся общая характеристика учебного предмета, курса;
определяются цели и задачи изучения учебного предмета, курса; рассматривается
структура учебного предмета, курса; описываются основные содержательные линии.
|
||||||||||||||||
2.
|
«Пояснительная записка» основной образовательной программы
начального общего образования.
*Возможно
использование материалов Примерных
программ отдельных
учебных предметов,
курсов в части представления общей характеристики учебного предмета, курса.
|
||||||||||||||||
3) Описание места учебного
предмета, курса в учебном плане
|
|||||||||||||||||
1.
|
Данный
раздел строится на основе анализа учебного плана образовательного учреждения:
а) указывается часть учебного плана, которая предусматривает изучение данного
учебного предмета, курса (обязательная часть или часть, формируемая
участниками образовательного процесса);
б)
указывается количество часов, выделяемое на изучение данного учебного
предмета, курса (в неделю, за учебный
год).
|
||||||||||||||||
2.
|
«Учебный
план»
|
||||||||||||||||
4) Описание ценностных
ориентиров содержания учебного предмета
|
|||||||||||||||||
1.
|
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета,
курса рассматривается через «призму» изучения учебных предметов, курсов,
обеспечивающих появление ценностных ориентиров содержания образования у обучающихся начального общего образования,
представленные в программе формирования универсальных учебных действий
|
||||||||||||||||
2.
|
«Программа формирования универсальных учебных
действий»
|
||||||||||||||||
5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса
|
|||||||||||||||||
1.
|
В
данном разделе описываются а)
достижение обучающимися личностных
результатов на конец каждого года обучения. Личностные результаты
представляются двумя блоками «У обучающегося будут сформированы» («У
выпускника будут сформированы») и «Обучающийся получит возможность для
формирования» («Выпускник получит возможность для формирования»). Курсивом
выделяются личностные результаты, расширяющие
и углубляющие опорную систему или выступающих как пропедевтика для
дальнейшего развития обучающихся. Личностные результаты, включённые в
указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся получит возможность для
формирования» («Выпускник получит возможность для формирования»);
б)
достижение обучающимися метапредметных
результатов на конец каждого года обучения.
В
структуру метапредметных результатов входит достижение обучающимися
планируемых результатов трёх междисциплинарных программ «Программа
формирования универсальных учебных действий»; «Чтение. Работа с текстом»;
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» на конец каждого года обучения.
Метапредметные результаты представляются двумя блоками «Обучающийся научится»
(«Выпускник научится») и «Обучающийся получит возможность научиться»
(«Выпускник получит возможность научиться»). Курсивом выделяются метапредметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему или
выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся.
Метапредметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках
«Обучающийся получит возможность научиться» («Выпускник получит возможность
научиться)»;
в)
достижение обучающимися предметных
результатов на конец каждого года обучения.
Предметные
результаты представляются двумя блоками «Обучающийся
научится»
(«Выпускник научится») и «Обучающийся получит возможность научиться»
(«Выпускник получит возможность научиться»). Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему или
выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Предметные
результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся
получит возможность научиться» («Выпускник получит возможность научиться)».
|
||||||||||||||||
2.
|
«Планируемые
результаты освоения
обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения».
*Возможно
использование материалов Примерных
программ отдельных
учебных предметов,
курсов в части представления личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса.
|
||||||||||||||||
6)Содержание учебного предмета,
курса
|
|||||||||||||||||
1.
|
В
данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путём описания основных содержательных линий.
|
||||||||||||||||
2.
|
*возможно
использование материалов Примерных
программ отдельных учебных
предметов, курсов в
части представления содержания учебного
предмета, курса.
|
||||||||||||||||
7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
|
|||||||||||||||||
1.
|
Тематическое
планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для 1, 2, 3 и 4
классов отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: «Содержание
учебного предмета, курса (Тема (раздел) (количество часов)» и «Основные виды
учебной деятельности обучающихся». В
блоке «Содержание учебного предмета, курса (Тема (раздел) (количество
часов)» раскрывается содержание крупных тем. Включение блока «Основные
виды учебной деятельности обучающихся» позволяет отразить специфику
Стандарта (системно-деятельностный подход в организации учебной деятельности
обучающихся). Тематическое
планирование разрабатывается по следующей форме:
|
||||||||||||||||
2.
|
*возможно
использование материалов Примерных
программ отдельных
учебных предметов,
курсов в части представления вариантов тематического планирования по учебному
предмету, курсу.
|
||||||||||||||||
8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
|
|||||||||||||||||
1.
|
В разделе представляется информация а) дидактическое и методическое
обеспечение; б) материально-техническое обеспечение; в)
информационно-коммуникационные средства.
Дидактическое
и методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Информационно-коммуникационные
средства
|
||||||||||||||||
2.
|
«Система
условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями Стандарта».
*возможно
использование материалов Примерных
программ отдельных учебных предметов, курсов в части описания материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
|
*Обозначаются дополнительные источники при
формировании разделов Программ учебных предметов, курсов.
В
структуру Программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом общеобразовательной
организации могут быть включены
дополнительные разделы, например, календарно-тематическое планирование по
конкретному учебному предмету, курсу; оценочные материалы. Ниже предлагается
рекомендации по содержанию данных разделов (табл. 2).
Таблица 2- Рекомендации по структуре дополнительных
разделов Программ учебных предметов, курсов
Календарно-тематическое планирование по
конкретному учебному предмету, курсу
|
Календарно-тематическое
планирование по каждому учебному
предмету, курсу разрабатывается для 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 классов отдельно на каждый (предстоящий)
учебный год. Календарно-тематическое
планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе
тематического планирования. Календарно-тематическое планирование может
состоять из следующих блоков:
1.Тема (раздел) (количество часов);
2.Тема и содержание каждого урока
3.Количество
часов (план/факт);
4.Дата
проведения урока (план/факт);
5.Планируемые
результаты освоения обучающимися раздела программы учебного предмета, курса;
6.Основные
виды деятельности обучающихся (по теме раздела);
7.Корректировка.
|
*возможно использование материалов Примерных программ отдельных
учебных предметов, курсов
в части представления календарно-тематического планирования
по конкретному учебному предмету, курсу.
|
Оценочные материалы
|
В разделе представляются контрольно-измерительные
материалы, которые используются для
измерения достижения обучающимися планируемых (метапредметных и предметных)
результатов. Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения текущего
контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
|
*возможно
использование материалов Примерных
программ отдельных
учебных предметов,
курсов в части представления контрольно-измерительных материалов по
учебному предмету, курсу.
|
2.3. Структура
Программ курсов внеурочной деятельности
Структура Программы курсов
внеурочной деятельности начального общего образования определяется локальным
нормативным актом общеобразовательной
организации. При разработке Программ
курсов внеурочной деятельности можно
учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2. федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Программы
курсов внеурочной деятельности следовательно могут состоять из следующих
компонентов:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом
специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением
основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
внеурочной деятельности.
При выборе форм организации
деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его
результативности необходимо использовать Методические рекомендации по
внеурочной деятельности издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622). При проектировании
внеурочной деятельности педагогу следует обратить внимание на следующие
пособия:
1) Моделируем внеурочную
деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей
общеобразоват. организаций /
авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков,
М. И. Солодковой и др. М : Просвещение, 2013. – 96 с.;
2) Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В.
Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
3. Рекомендации
по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при
организации образовательного процесса в начальном общем образовании
При организации
образовательного процесса в начальной школе необходимо учитывать национальные,
региональные и этнокультурные особенности (ст. 3 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Технология учёта национальных, региональных и
этнокультурных особенностей в каждом образовательном учреждении определяется
реализуемой образовательным учреждением основной образовательной программой
начального общего образования.
Важно отметить,
что в соответствии со статьей 18 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» при реализации
основной образовательной программы начального общего образования
образовательные учреждения выбирают:
1) учебники из
числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные
пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Необходимо учитывать, что все разделы и структурные
компоненты основной образовательной программы начального общего образования
предусматривают возможности включения национальных, региональных и
этнокультурных особенностей в их содержание в части, формируемой участниками
образовательного процесса в объёме 20% от общего объёма основной
образовательной программы начального общего образования. В связи с данным
обстоятельством при внесении изменений и дополнений в основную образовательную
программу начального общего образования образовательному учреждению
необходимо использовать Методические
рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей
при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных
программ начального, основного, среднего общего образования /
[В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова и др.] ; Мин-во
образования и науки Челяб. обл. ; Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации
работников образования. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
В данных Методических рекомендациях по учету
национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке
общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального,
основного, среднего общего образования предложено нормативное и
научно-педагогическое обоснование направлений и задач включения национальных,
региональных и этнокультурных особенностей в содержание основной
образовательной программы начального общего образования. Дана общая
характеристика модели разработки основной образовательной программы начального
общего образования, изложены условия ее эффективной реализации в реальной
практике начального общего образования. Специальное внимание уделено презентации
технологии разработки основной образовательной программы начального общего
образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных
особенностей.
Рекомендации по проектированию Целевого раздела Основной
образовательной программы начального общего образования. Стратегическая цель
работы по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в
образовательном учреждении формулируется в пояснительной записке (подраздел
1.1).
В подразделе 1.2. «Планируемые
результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования»
обязательно в соответствии с целью конкретизируется с учётом национальных,
региональных и этнокультурных особенностей перечень личностных и метапредметных
результатов.
Наряду с этим в разделе «Система оценки
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования» эти особенности также учитываются при
разработке контрольно-измерительных
материалов на материале, отражающих национальные, региональные и этнокультурные
особенности разного уровня и обеспечивающих динамику достижения обучающимися
планируемых результатов.
Содержание, обеспечивающее достижение
данных планируемых результатов, должно быть отражено в Содержательном разделе основной образовательной программы
начального общего образования.
В «Программе формирования универсальных
учебных» содержательные аспекты национальных, региональных и этнокультурных
особенностей отражаются в части, которая описывает типовые задачи формирования
универсальных учебных действий.
Особое внимание учету национальных,
региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в подразделе
2.2. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования», данный подход отражается в задачах,
направлениях деятельности, содержании, видах деятельности и формах занятий с
обучающимися на региональном материале.
Подраздел 2.3. «Программы отдельных предметов, курсов и курсов
внеурочной деятельности» также разрабатываются с учётом национальных,
региональных и этнокультурных особенностей. При
разработке Программ учебных предметов, курсов как части основной
образовательной программы начального общего
образования педагогам необходимо отразить национальные, региональные и
этнокультурные особенности в следующих разделах: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, курса;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса. При этом
необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство, что требований к
количественной составляющей учёта национальных, региональных и этнокультурных
особенностей для каждого учебного предмета, курса не существует. Следовательно, присутствует необходимость на учебных
занятиях содержательного наполнения учебных предметов, курсов с учётом
национальных, региональных и этнокультурных особенностей через разделы Программ
учебных предметов, курсов, но отсутствует их учёт через классные журналы образовательного
учреждения. Например, Проект «Моя
малая Родина»; Что это за листья?
Кто такие птицы? (учебный предмет «Окружающий мир»); Проект: «Мой любимый
писатель-сказочник»; Образ осени в загадках (учебный предмет
«Литературное чтение) и т.д.
Возможно
с целью учёта национальных,
региональных и этнокультурных особенностей организовывать проектную
деятельность по следующей тематике:
1.
Сходство
русских загадок в содержании и образности со сказками народов Уральского
региона.
2.
Русский
детский фольклор Челябинской области.
3.
Колыбельная
песня в фольклоре народов Южного Урала.
4.
Игровой
фольклор народов Южного Урала: игровые приговорки, припевки, считалки,
дразнилки, скороговорки.
5.
Герои
сказок народов Южного Урала.
6.
Родина.
Отечество. Отчизна.
7.
Наше
прошлое, наша история.
8.
Родной
язык – мудрости родник.
9.
Памятники
религиозной культуры (в моем городе, селе).
10. Мое отношение к
заслуженным людям моей малой Родины.
11. С чего
начинается Родина.
12. Край, в котором
мы живем.
13. Герои моей малой
Родины.
14. Истинный патриот
своей малой Родины.
15. Гражданин. Кто
это?
16. Мы – граждане
многонационального государства.
17. Как защитить
права ребенка?
18. Мои права и
обязанности.
19. Символика моего
родного края.
20. Вклад моей семьи
в благополучие и процветание моего города, моей малой Родины (труд, ратный
подвиг, творчество и т.п.).
21. Мой дедушка –
защитник Родины.
22. Олимпийские
чемпионы Южного Урала.
23. Национальные
виды спорта коренных народов Южного Урала.
24. Развитие
спортивного движения моего города, поселка, села.
25. Урал – ты
летопись живая» (туристско-краеведческое направление).
26. Родная природа
(флора и фауна родного края).
27. География
родного края.
28. Редкие растения
моего села.
29. Озера нашего
края.
30. Белая береза…
31. Сказки и легенды
родного края.
32. Писатели и поэты
Южного Урала (моего города, поселка, села).
33. Певцы родного
края.
34. Достопримечательности
моей малой Родины.
35. Культурная жизнь
моего города, поселка, села.
36. Моя малая
Родина.
37. Достопримечательности
Челябинска (моего города, поселка, села).
38. Народные
промыслы.
39. Мастер – золотые
руки.
40. Главная сила
Урала в чудесном искусстве труда (династии, традиции, заслуги).
41. В сказочном мире
народных промыслов.
42. Народный костюм.
43. Произведения
устного народного творчества.
44. Что мы Родиной
зовем?
45. Край озёр и
рудных скал.
46. Когда говорят о
России – я вижу свой синий Урал.
47. Скрытая сила
Урала.
48. Дружба народов
России в произведениях искусства.
49. Кухня моего
народа.
50. Моя семья», «Мои
прадедушки», «Моя бабушка», «История моей семьи».
51. Старожилы
родного поселка.
52. Обычаи и
традиции коренных народов Южного Урала.
53. Национальный
костюм.
54. Национальное
искусство.
55. Страна моей
мечты.
56. Значение воды
для нашего поселка.
57. Уральская изба.
58. Музыкальные
инструменты на Урале.
59. Уральские
колядки.
60. Секрет
каслинской шкатулки.
61. Малахитовая
шкатулка.
62.
Пешеходная
экскурсия по Кировке г. Челябинска и др.
Образовательное учреждение может
разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные
потребности и интересы обучающихся. Ниже предлагаем примерные темы курсов
внеурочной деятельности (по направлениям
внеурочной деятельности):
1.
Духовно-нравственное
направление: Родина.
Отечество. Отчизна; Наше прошлое,
наша
история; Родной язык –
мудрости родник; Памятники религиозной культуры (в моем городе,
селе); Мое отношение к заслуженным людям моей малой
Родины; С чего начинается Родина; Край,
в котором мы живем; Герои моей малой Родины; Истинный патриот своей малой
Родины; Гражданин. Кто это?; Мы – граждане многонационального государства; Как
защитить права ребенка?; Мои права и обязанности; Символика моего родного края;
Вклад моей
семьи в благополучие и процветание моего города, моей малой Родины (труд,
ратный подвиг, творчество и т.п.); Мой дедушка – защитник Родины и др.
2.
Спортивно-оздоровительное
направление: Олимпийские
чемпионы Южного
Урала; Национальные виды спорта коренных
народов Южного Урала; Развитие спортивного движения моего города, поселка,
села; Урал – ты летопись живая» (туристско-краеведческое направление) и др.
3.
Общеинтеллектуальное
направление: Родная
природа (флора и фауна родного
края);
География родного края; Редкие растения моего села; Озера нашего края;
Сказки
и легенды родного края; Писатели и поэты Южного Урала (моего города, поселка,
села); Певцы родного края; Достопримечательности моей малой Родины; Культурная
жизнь моего города, поселка, села и др.
4.
Общекультурное
направление: Моя
малая Родина; Достопримечательности
Челябинска
(моего поселка, села); Народные промыслы; Мастер – золотые руки;
Главная сила Урала в чудесном искусстве труда (династии, традиции, заслуги); В
сказочном мире народных промыслов; Народный костюм; Произведения
устного народного творчества; Что мы Родиной зовем?; Край озёр и рудных
скал; Когда говорят о России – я вижу свой синий Урал; Скрытая сила Урала;
Дружба народов России в произведениях искусства; Кухня
моего народа и др.
5.
Социальное
направление: Моя
семья (Мои прадедушки, «Моя бабушка, История
моей
семьи); Старожилы родного поселка; Обычаи и традиции коренных народов Южного
Урала; Национальный костюм; Национальное искусство; Страна моей мечты; Значение
воды для нашего поселка; Уральская изба; Музыкальные инструменты на Урале;
Уральские колядки; Секрет каслинской шкатулки; Малахитовая шкатулка и др.
Список учебных пособий,
обеспечивающих учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уровне начального общего образования
1. Бондарь, Е. Е. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». 1 класс : методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 1 класс» / Е. Е. Бондарь, С. Н. Петрушин. – Челябинск: «Край Ра», 2013. – 40 с.
2.
Григорьева,
Е. В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 класс : хрестоматия /
Е. В. Григорьева. – Челябинск : «Край Ра», 2011. – 80 с.
3. Моя малая Родина. 1-4 класс : Атлас Челябинской области. (с контурными картами) / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», 2011. – 16 с.
4. Моя малая Родина. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», 2012. – 12 с.
5. Моя малая Родина. Окружающий мир. 1 класс : учебное пособие / под ред. В. В. Латюшина. – Челябинск : «Край Ра», 2012. – 80 с. (CD)
Организационным механизмом учета
национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном
процессе является план внеурочной деятельности, который должен предусматривать
применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей
и интересов обучающихся, форм реализации внеурочной деятельности.
4. Анализ учебников из федерального
перечня на 2014-2015 учебный год
В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и
ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29 декабря
2012 г. « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения в установленной сфере деятельности
относятся: определение списка учебников в соответствии с утвержденным
федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий,
допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ
такими организациями».
Далее необходимо отметить, что в
соответствии п. 4 ст. 18 Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам начального общего,
основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации
указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Порядок формирования федеральных перечней
учебников изменен с 1 сентября 2013 года (утверждён приказом Минобрнауки России
от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования») (далее - Порядок).
Необходимо обратить внимание, что
изменена структура федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования , и она представлена следующими тремя частями:
1. Учебники, рекомендуемые к
использованию при реализации обязательной части основной образовательной
программы.
2. Учебники,
учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной
образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей
субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение
образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации,
изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и
литературы народов России на родном языке.
Каждая часть состоит из 3 разделов:
начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее
образование.
Далее предлагаем обратить внимание на
требования, которые предъявляются к
учебникам:
а) принадлежащие к завершенной предметной линии
учебников,
представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность
изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне
общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе,
отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую
структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое
оформление;
б) представленные в печатной форме,
полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные,
имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью.
Наличие электронного приложения,
дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность
электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в
образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1
января 2015 года. С 1
января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в
электронной форме;
в) имеющие методическое пособие для учителя,
содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его
раздела, части) или воспитания.
В соответствии с утвержденным Порядком
федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России не реже
1 раза в три года. Помимо учебников в образовательном процессе, могут
использоваться учебные пособия, изданные в организациях, которые включённых в
перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях (утвержден приказом Минобрнауки России
от 14 декабря 2009 г. № 729, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки
России от 13 января 2011 г. № 2 и от 16 января 2012 г. № 16).
Полный перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к
использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию
и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях" с изменениями и дополнениями от: 13 января 2011 г. и 16
января 2012 г. представлен на
информационно-правовом портале «ГАРАН» http://base.garant.ru/197289/#text#ixzz2z6dibP6g
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» определяет, что организации, осуществляющие образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе использовать в
образовательной деятельности учебники, приобретенные ранее до вступления в
полную юридическую силу настоящего приказа), в соответствии с федеральным
перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
на 2013/2014 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, в течение 5 лет. Таким
образом, если основная образовательная программа начального общего образования
предусматривает использование учебников, не включённых в федеральный перечень
учебников, учащиеся имеют возможность завершить
изучение предмета с использованием учебников, приобретённых до вступления в
силу Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014
г. № 253 «Об утверждении
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования». Следовательно,
учащимся можно использовать учебники, которые не включены в федеральный
перечень учебников, в 2014/2015 учебном году, только для завершения изучения
учебного предмета, курса.
При комплектовании фондов школьных
библиотек в 2014/2015 учебном году общеобразовательным
организациям Челябинской области
необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- выбор учебников определяется
содержанием основной образовательной программы начального общего образования
образовательного учреждения;
- для сохранения преемственности в
освоении основной образовательной программы начального общего образования нецелесообразно приобретать отдельные
учебники, входящие в разные предметные линии;
- в связи с тем, что все учащиеся 1- 4 классов осваивают
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, учебники (и другая
учебно-методическая литература: рабочие тетради, хрестоматии, методические
разработки для педагогических работников) соответствуют только требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и поэтому, во избежание нормативной некорректности, может не
указываться на обложках учебно-методической литературы их принадлежность к
федеральному государственному образовательному стандарту начального общего
образования.
Федеральные перечни учебников и перечень
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной
деятельности, размещены на официальном сайте Министерства образования и науки
Российской Федерации: www.mon.gov.ru
В
таблице 4.1. представлены «Учебники, исключённые из Федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (2014 год); в таблице 4.2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации
обязательной части основной образовательной программы.
Таблица 4.1 - Учебники,
исключённые из Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
Русский язык, литературное чтение
|
|
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык
1 – 4 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Нечаева Н.В. Русский язык 1 – 4 кл.
|
Система Л.В. Занкова» / Издательский центр «Фёдоров»
|
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 1 – 4 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Свиридова В.Ю. Литературное
чтение 1 – 4 кл.
|
Система Л.В. Занкова / Издательский центр «Фёдоров»
|
Лазарева В. А. Литературное чтение 1 – 4 кл.
|
Система Л.В. Занкова» / Издательский центр «Фёдоров»
|
Меркин Г.С. Меркин Б.А. /под ред Г. С. Меркина Литературное чтение 1 –
4 кл.
|
Начальная инновационная школа / Издательство «Русское слово»
|
Математика
|
|
Аргинская И.И., Бененсон Е.П. и др. Математика 1 – 4 кл.
|
Система Л.В. Занкова / Издательский центр «Фёдоров»
|
Демидова Т.Е., Козлова С.А. Математика 1 – 4 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Окружающий мир
|
|
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 1 – 4 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Окружающий мир 1 – 4 кл.
|
Система Л.В. Занкова» / Издательский центр «Фёдоров»
|
Самкова В.А., Романова В.И. Окружающий мир 1 – 4 кл.
|
Начальная инновационная школа / Издательство «Русское слово»
|
Основы религиозных культур и светской этики
|
|
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Ш., Кремлёва И.И. 4 – 5 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Николаева Е.Н., Петрова Е.Н. 4 кл.
|
Система Л.В. Занкова» / Издательский центр «Фёдоров»
|
Английский язык
|
|
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубамова Н.Н. Английский язык 2 – 4
кл.
|
Издательство «Титул»
|
Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык 2 – 4 кл.
|
Издательство «Титул»
|
Светловская Е.А., Белоусова
С.Ю., Гацкевич М.А. Английский язык 2 – 4 кл.
|
Система Л.В. Занкова» / Издательский центр «Фёдоров»
|
Искусство (предметная область)
|
|
Ашимова С.Г. под ред.Мелик-Пашаева А.А. Изобразительное искусство 1 – 4
кл.
|
Система Л.В. Занкова» / Издательский центр «Фёдоров»
|
Куревина О.А. Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство 1 – 4 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Школяр А.В., Алексеева Л.Л. Музыка 1 – 4 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Ригина Г.С. Музыка 1- 7 кл.
|
Система Л.В. Занкова» / Издательский центр «Фёдоров»
|
Усачёва В.О., Школяр А.В. Музыка 1 – 7 кл.
|
Школа 2100 /Издательство «Баласс»
|
Таблица
4.2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части
основной образовательной программы
УМК
/ Издательство
|
Русский
язык
|
Литературное
чтение
|
Математика
|
Окружающий
мир
|
Перспективная начальная
школа /Издательство Академкнига/Учебник
|
Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука /
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.
|
Чуракова Н.А. (1 кл.);
Чуракова Н.А. (2 кл.);
Чуракова Н.А. (3 кл.);
-Чуракова Н.А. (4 кл.).
|
Чекин А.Л. (1 -
Чекин А.Л. (2 кл.);
Чекин А.Л. (3 кл.);
Чекин А.Л. (4 кл.).
|
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. (1 кл.);
Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А. (2 кл.);
Федотова О.Н., Трафимова
Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. (3 кл.);
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. (4 кл.).
|
Русский язык
Чуракова Н.А. (1 кл.)
Чуракова Н.А., Каленчук
М.Л., Малаховская О.В. (2 кл.)
Каленчук М.Л., Чуракова
Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. (3 кл.)
Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. (4
кл.)
|
||||
Планета знаний /
Издательство «Астрель»
|
Букварь / Андрианова
Т.М.
Русский язык
Андрианова Т.М., Илюхина
В.А. (1 кл.)
Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (2 кл.)
Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (3 кл.)
Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. (4 кл.)
|
Кац Э.Э. (1 кл.);
Кац Э.Э. (2 кл.);
Кац Э.Э. (3 кл.);
Кац Э.Э. (4 кл.).
|
Башмаков М.И., Нефёдова М.Г.(1 кл.);
Башмаков М.И., Нефёдова М.Г.(2 кл.);
Башмаков М.И., Нефёдова М.Г.(3 кл.);
Башмаков М.И., Нефёдова М.Г.(4 кл.).
|
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. (1 кл.);
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. (2 кл.);
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. (3 кл.);
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И. (4 кл.).
|
Школа
России / Перспектива / Издательство «Просвещение»
|
Азбука. В 2-х частях /
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Русский язык
Канакина В.П., Горецкий В.Г.(1 кл.)
Канакина В.П., Горецкий В.Г.(2 кл.)
Канакина В.П., Горецкий В.Г. (3 кл.)
Канакина В.П., Горецкий В.Г. (4 кл.)
Вариант
Азбука. В 2-х частях / Климанова
Л.Ф., Макеева С.Г.
Русский язык
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.(1 кл.)
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. (2 кл.)
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. (3 кл.)
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. (4 кл.)
|
Климанова Л.Ф.,
Горецкий В. Г.,
Голованова М.В. и др. (1
кл.);
Климанова Л.Ф.,
Горецкий В. Г.,
Голованова М.В. и др. (2
кл.);
Климанова Л.Ф.,
Горецкий В. Г.,
Голованова М.В. и др. (3
кл.);
Климанова Л.Ф.,
Горецкий В. Г.,
Голованова М.В. и др. (4
кл.);
Вариант
Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. (1 кл.);
Климанова Л. Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. (2 кл.);
Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. (3 кл.);
Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
(4 кл.).
|
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. (1 кл.);
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. (2 кл.);
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. 93 кл.);
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. (4 кл.)
Вариант
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.(1 кл.);
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.(2 кл.);
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.(3 кл.);
Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.(4 кл.).
|
Плешаков А.А. (1 кл.);
Плешаков А.А. (2 кл.);
Плешаков А.А. (3 кл.);
Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
(4 кл.).
Вариант
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. (1 кл.);
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. (2 кл.);
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. (3 кл.);
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. (4 кл.).
|
Начальная
школа 21 века / Издательство «ВЕНТАНА ГРАФ»
|
Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. В 2 ч./
Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Русский язык
Иванов С.В., Евдокимова А.О.,
Кузнецова М.И. / Под ред.
Журовой Л.Е. и Иванова С.В. (1
кл.)
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.,
Романова В.Ю. / Под ред. С.В. Иванова (2 кл.)
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.,
Романова В.Ю. (3 кл.)
Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. (4
кл.)
|
Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. /
Под ред. Виноградовой Н.Ф. (1 кл.);
Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. /
Под ред. Виноградовой Н.Ф. (2 кл.);
Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. /
Под ред. Виноградовой Н.Ф.(3 кл.);
Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В., Петрова В.И. /
Под ред. Виноградовой Н.Ф. (4 кл.).
Вариант
Ефросинина Л.А.(1 кл.)
Ефросинина Л.А.(1 кл.) (2 кл.)
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. (3 кл.)
Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. (4 кл.)
|
Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Фёдорова Л.И., Булычёв
В.А. / Под ред. Булычёва В.А. (1 кл.);
Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. / Под ред. В.А. Булычёва
(2 кл.);
Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. Под ред. В.А. Булычёва (3
кл.);
Минаева С.С., Рослова Л.О. / Под ред. В.А. Булычёва (4 кл.).
Вариант
Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. (1 кл.);
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. (2 кл.);
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. (3 кл.);
Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. (4 кл.).
|
Виноградова Н.Ф. (1 кл.);
Виноградова Н.Ф. (2 кл.);
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.(3 кл.);
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.(4 кл.).
|
Система Д. Б.Эльконина – В.В. Давыдова / Издательство
«ВИТА-ПРЕСС»
|
Русский язык. Учебник для 1 класса / Ломакович С.В., Тимченко
Л.И.
Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (2 кл.)
Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (3 кл.)
Ломакович С.В., Тимченко Л.И. (4 кл.)
|
Матвеева Е.И. (1 кл.);
Матвеева
Е.И. (2 кл.);
Матвеева
Е.И. (3 кл.);
Матвеева
Е.И. (4 кл.).
|
Александрова Э.И. (1 кл.);
Александрова Э.И. (2 кл.);
Александрова Э.И. (3 кл.);
Александрова Э.И. (4 кл.).
Вариант
Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В.(1 кл.);
Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В.(2 кл.);
Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В.(3 кл.);
Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г.(4 кл.).
|
Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (1 кл.);
Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (2 кл.);
Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (3 кл.);
Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (4 кл.).
|
Букварь. Учебник для 1 класса в 2-х ч /
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.
Русский язык
Репкин В.В., Восторгова Е.В. (1 кл.)
Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. (2 кл.)
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. (3
кл.)
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. (4 кл.)
|
|
|
|
|
Гармония
/
ООО "Издательство
"Ассоциация XXI век"
|
Букварь. В 2 частях / Соловейчик
М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Русский язык
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. (1 кл.)
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. (2 кл.)
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.(3 кл.)
Соловейчик М.С., Кузьменко Н. С. (4 кл.)
|
Кубасова О. В. (1 кл.);
Кубасова О. В. (2 кл.);
Кубасова О. В. (3 кл.);
Кубасова О. В. (4 кл.).
|
Истомина Н. Б. (1 кл.);
Истомина Н. Б. (2 кл.);
Истомина Н. Б. (3 кл.);
Истомина Н. Б. (4 кл.).
|
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. (1 кл.);
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. (2 кл.);
Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. (3 кл.);
Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. (4 кл.).
|
Таблица 4.3. Учебники «Технология»
(предметная область), рекомендуемые к использованию при реализации обязательной
части основной образовательной программы
Порядковый номер учебника
|
Автор/авторский коллектив
|
Наименование учебника
|
Класс
|
Наименование издательства
|
адрес страницы об учебнике на официальном сайте издательства
|
1.6.1.1.1 – 1.6.1.1.4
|
Геронимус Т.М.
|
Технология
|
1-4
|
АСТ-ПРЕСС ШКОЛА
|
http//astpress.r//Peges/BooksE
Line.aspx?lineld=76
|
1.6.1.2.1 - 1.6.1.2.4
|
Конышева Н.М.
|
Технология
|
1-4
|
Издательство «Ассоциация XXI век»
|
http//umk-garmoniya.ru/texnolc
|
1.6.1.3.1 - 1.6.1.3.4
|
Лутцева Е.А.
|
Технология
|
1-4
|
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
|
http//www.vgf.ru/tehnL
|
1.6.1.4.1 - 1.6.1.4.4
|
Лутцева Е.А.
Зуева Т.П.
|
Технология
|
1-4
|
Издательство «Просвещение»
|
http//www.1-4.prosv.ru
|
1.6.1.5.1 - 1.6.1.5.4
|
Малышева Н.А.
|
Технология
|
1-4
|
ДРОФА
|
http// www.drofa.ru/16/
|
1.6.1.6.1 - 1.6.1.6.4
|
Мисюкевич А.Н.
|
Технология
|
1-4
|
ДРОФА
|
http// www.drofa.ru/111/
|
1.6.1.7.1 - 1.6.1.7.4
|
Огерчук Л.Ю.
|
Технология
|
1-4
|
Русское слово
|
http//xn---dtbhthpdbkkaet.xn—plai/shop/сфефдщп|kindi/313/1058
|
1.6.1.8.1 - 1.6.1.8.4
|
Рагозина Т.М.
Гринева А.А.
Мылова И.Б.
Голованова И.Л.
|
Технология
|
1-4
|
Издательство «Академкнига/Учебник»
|
http//www/akademkniga.ru/catalog/15/1350/
|
1.6.1.9.1 - 1.6.1.9.4
|
Роговцева Н.И.
Богданова Н.В.
Фрейгад И.П.
Добромыслова Н.В.
Шипилова Н.В.
|
Технология
|
1-4
|
Издательство «Просвещение»
|
http//1-4.prosv.ru
|
1.6.1.10.1 - 1.6.1.10.4
|
Узорова О.В.
Нефёдова Е.А.
|
Технология
|
1-4
|
Издательство «Астрель»
|
http//planetaznaniy.astrel.ru/rk/index.php
|
1.6.1.11.1 - 1.6.1.11.4
|
Хохлова М.В.
Синицина Н.В.
Симоненко В.Д.
Семенович Н.А.
Матяш Н.В.
|
Технология
|
1-4
|
Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
|
http// www.vgf.ru|tehnX
|
5.
Рекомендации по изучению сложных тем программы по отдельным учебным предметам начального общего
образования
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (статья 2, пункт 29) дано определение
понятия «качество образования», под которым понимается «комплексная
характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям
и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы».
Анализ результатов проведения контрольных
работ в рамках внешней оценки позволяет выявить темы, в которых встречаются
планируемые результаты, сформированные у учащихся не в полном объеме:
1. При изучении учебного предмета
«Русский язык» необходимо обратить внимание на следующие темы «Фонетика и
графика», «Состав слова», «Орфография», «Развитие речи», в рамках которых
должны быть сформированы следующие планируемые результаты:
-
осуществлять
звуковой анализ слова;
-
разбирать
по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, используя алгоритм разбора
слова по составу;
-
определять
слабые позиции звуков в слове (развитие орфографической зоркости);
-
умение
составлять небольшой связный текст.
2. При изучении учебного предмета
«Математика» необходимо обратить внимание на следующие темы «Работа с
текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»,
«Работа с информацией», «Числа и величины», в рамках которых должны быть
сформированы следующие планируемые результаты:
-
понимать
текст задачи, планировать ход решения, учитывая все условия, находить ответ и
записывать его объяснения;
-
различать
пространственные геометрические фигуры;
-
читать
диаграмму, находить на диаграмме данные, необходимые для ответа на вопрос;
-
применять
знание позиционной записи числа при сравнении чисел.
3. При изучении учебного предмета
«Окружающий мир» необходимо обратить внимание на следующие темы «Явления
природы», «Человек – часть природы», «Человек – член общества», «Семейные
традиции», «Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи», в рамках
которых должны быть сформированы следующие планируемые результаты:
-
сравнивать
объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
-
узнавать
государственную символику и своего региона; описывать достопримечательности
столицы и родного края;
-
оценивать
характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество
сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств
других людей и сопереживания им;
-
понимание
особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
Для решения выявленных проблем необходимо
совершенствовать систему внутренней оценки качества общего образования в
образовательном учреждении с учетом требований ФГОС начального общего
образования.
Выбор и/или разработку оценочных
материалов, включающих описание критериев, процедур и состава инструментария
для проведения промежуточной аттестации, осуществляет общеобразовательная
организация. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» оценочные материалы должны обеспечивать оценку степени достижения
планируемых результатов основной образовательной программы.
Рекомендуемой формой оценочных
материалов для проверки степени достижения предметных и метапредметных
планируемых результатов являются стандартизированные итоговые контрольные
работы (предметные контрольные работы по русскому языку, математике,
окружающему миру, комплексная работа, групповой проект). Данный вид работ
позволяет выявить:
1) степень освоения учащимися
формируемых способов действий в отношении опорной системы предметных знаний;
2) способность учащихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Выявленные результаты могут стать
основой для разработки плана методической работы в общеобразовательной
организации.
Подходы к разработке стандартизированных
контрольных работ, способы их анализа, а также рекомендации по освоению
планируемых результатов, вызывающих затруднения (на основе анализа результатов
проведения апробации модели оценки качества начального образования, проведенной
ИСИО РАО в 2013 году) представлены на сайте ГБОУ ДПО ЧИППКРО, в виртуальном
методическом кабинете http://ipk74.ru/virtualcab/professional/oczenka-i-kontrol/nachalnoe-obshhee-obrazovanie.
6. Методические особенности
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Преподавание учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» в 4 классах организуется на
основании нормативных документов:
1.
Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана
мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской
Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и
светской этики»;
2.
План
мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах
Российской
Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений
«Основы религиозных культур и светской этики»;
3.
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от
18.02.2012 г. № 1060 (Зарегистрирован Минюстом России
11.02.2013 г. № 26993) «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №
373».
С 2014/2015
учебного года учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
включен в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы
начального общего образования в объеме 17 часов (1 час в неделю) 4 класса.
В рамках
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 4 класса по
выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей)
изучается один из модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы светской этики».
Дидактическое
обеспечение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий